Блог системного администратора

Тяжело в учебе - легко в бою (с) А.В. Суворов



Компьютер нарисованный на парте

В конце 80-ых годов прошлого века Союз решил в очередной раз догнать и перегнать Америку и в школах начали преподавать информатику. В то суровое время я вернулся в родной городок после нескольких лет проживания в Европе. Преподавал информатику Визави Крокодилович, при этом у него было своеобразное видение предмета, к тому же в школе как и везде в СССР был План (учебные планы там существуют до сих пор), так вот по плану дети должны были усвоить язык «Рапира». «Рапира» была создана в условиях «холодной» войны и «железного» занавеса, тогда не искали простых решений, не использовали  передовой опыт, накопленный за границей, а в очередной раз изобретали велосипед, зачастую во многом уступающий Западному аналогу. Встречалось это повсеместно. Переезжая границу, на вагонах меняли колеса, так как колея в СССР была шире чем в Европе. Следующим неприятным сюрпризом было то, что диапазон FM радио отличался и вместо десятка радиостанций из магнитофона слышен первый канал телевидения ))).
Подобным велосипедом был язык программирования «Рапира». Его создали для замены Basic-а, созданного в «странах вероятного противника». Подобные заменители для «защиты от внешнего врага» делают до сих пор. Или Вы думаете, что «железный занавес» в прошлом ? Как бы не так, попробуйте вывести $ с PayPal или сравните GPS и отечественный ГЛОНАСС, я уже не говорю про системы шифрования. Алгоритм AES шифрует трафик легко и непринужденно, так как изначально разрабатывался для применения на 32 битных процессорах, отечественный же ГОСТ 28147-89 способен поставить в пень не самый слабый компьютер. И в этом нет ничего удивительного, Совок не смог создать 32 битный микропроцессор. Вернее если бы в то время можно было бы «пилить» деньги «на страхе перед» то «в целях» и для «подкормки отечественного производителя»  этот процессор несомненно бы создали, правда, скорее всего производительность была бы на уровне Intel 80286. Но вернемся к нашей «Шпаге» ))).
Все операторы (инструкции) в «Рапире» были на русском языке, что зачастую сбивало с толку и резало слух. Ощущения были такие, как будто читаешь текст переведенный с английского языка авто переводчиком. К тому же в то время я свободно разговаривал на английском, годы проживания за границей давали о себе знать. В Европе страны маленькие и в каждой свой язык, так вот чтобы понимать друг друга они выбрали английский (видимо из-за его простоты). На местном рынке мне было легче договориться о покупке на английском, нежели на местном наречии. Живя за в Европе я уже изучал в школе Basic, и это еще больше сбивало с толку. Ну не воспринимались операторы на русском ни в какую.
Преподавал «Рапиру» Визави Крокодилович тоже своеобразно. В том ауле, откуда он был родом, скорее всего не знали о том, что в русском языке существуют склонения. Но это не помешало Визави Крокодиловичу преподавать в институте и школе. Закона о языке тогда не существовало, и неважно, что преподаватель не знает русского, важно, что он знает предмет, а ученики пусть Тарабарский )))
- При алгоритм при…
И Визави Крокодилович начинал изображать робота, действующего по инструкции. Половина класса смеялась, мой сосед Миха затыкал уши, мне в общем-то было пофигу, в английском языке тоже нет склонений (вернее есть, но не такие) и я относился к происходящему более лояльно. Я просто сидел и переводил для себя:
- When a algorithm for…
Миху я прекрасно понимал, вы попробуйте в родном городе послушать лекции о «Сферическом коне в вакууме» на иностранном языке и сами все поймете ;). Несмотря на лозунг Коммунистической Партии «все лучшее детям» компьютеров в школе тогда не было. И чтобы хоть как-то восполнить данный пробел, мы с Михой нарисовали на парте клавиатуру. )))
По пятницам Визави Крокодилович приезжал с круглой коробкой, в которой хранилась какая-то магнитная лента с программами. В то время уже вовсю использовались дискеты, но в том задрипанном институте, где он работал младшим научным сотрудником техника не менялась с 70-ых годов. Хотя в классе бытовало мнение, что Визави Крокодилович таскает эту фигню лишь для того, чтобы придать себе солидности и важности.
Время шло, но язык «Рапира» никак не воспринимался. Тем не менее План есть План, и его необходимо было выполнить любой ценой все зависимости от того, что он изначально, бредовый и не нес никакой пользы. Визави Крокодилович прилежно изображал из себя машину Тьюринга, ходящую влево-вправо в зависимости от условия или по кругу если в этом месте программы начинался цикл. Но тут сработал принцип «Человек предполагает, а Бог располагает».
В конце учебного года Визави Крокодилович понял, что если он не научит учеников хоть чему-то, то будет отправлен из школы пинком за ворота. В судорогах он за две недели рассказал классу основные операторы языка Basic и посетовал, что не начал с него в самом начале. Ага, велосипедостроитель, Basic изначально создавался for Beginner’s (для начинающих), когда я его учил, мне говорила женщина «там всего-то полсотни операторов, любой папуас освоит ;)».
Как это обычно бывает в плановой экономике план был выполнен героическими усилиями в самый последний момент и Визави Крокодилович выдохнул с облегчением. Я же подумал, что же я узнал нового за этот год ? Бейсик я и так знал до этого, Рапира нигде не использовалась… Радовало другое, если живя в Европе я разговаривал на жуткой смеси Мадьярского и Английского, то теперь я знал ах три языка – Русский, Английский и Basic. ))) Полиглот блин. )))
Учебный год закончился, наступило лето 1991 года. Советский Союз не смог перегнать США, у него сломалась «догонялка» и он и развалился на куски, я поступил в Университет, вот тут-то все и началось…

 


Полезные ссылки